Блистательный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» в буквальном смысле разошёлся на цитаты. Однако достигнутый комический эффект, порой, шёл вразрез с исторической достоверностью. Так, царь никак не мог назвать Антона Семёныча Шпака смердом, тем более в ругательном ключе.
Смерд – это звучит гордо!
Проследить время появления на Руси слова «смерд» не представляется возможным, поскольку оно восходит ещё к индоевропейскому корню, что подтверждается существованием аналогов («смурд», «смордон») в других и не только славянских языках.
Поначалу оно везде означает просто «человек», причём имеется в виду именно свободный общинник, не раб. То есть, перефразируя горьковского Сатина, любой славянин в VIII веке мог воскликнуть: «Смерд – это звучит гордо!». А вот в IX веке так мог воскликнуть уже не любой, ведь с появлением на Руси князей возникает и лично-зависимое от них и их дружинников население.
К моменту, когда Ярослав Мудрый зафиксирует для истории существовавшие на тот момент в государстве законы, общественная жизнь восточных славян серьёзно усложнится. Рядовичи, закупы, прощенники, наймиты – разобраться, кто из них находился в лучшем положении, спустя 1000 лет непросто, но ясно одно: быть смердом — всё ещё большая удача.
В XI веке слово означает земледельца, зависимого непосредственно от князя. Теперь смерды уже не просто платят дань, но и могут привлекаться к выполнению различных работ на своего хозяина, но их личная свобода пока не подвергается сомнению: уходи, куда пожелаешь, если, конечно, сможешь прижиться в новой общине.
Конец свободной эпохи
Роковым временем для смердов становятся годы раздробленности и монголо-татарского ига. Сначала князья воюют друг с другом, стремясь отобрать хоть какую-нибудь деревушку с её жителями. Появляется даже термин «осмердение» - прежде свободные земледельцы становятся лично-зависимыми от того, кто их захватит.
С приходом на Русь монголов процесс лишения смердов самостоятельности ускоряется. Не только князья и бояре теперь хотят захватить побольше зависимых людей, но и сами земледельцы, не чувствуя себя в безопасности, ищут хоть какой-то опоры. Хозяин ведь может, если не защитить от набега, то хотя бы помочь восстановить хозяйство.
Исключением были новгородские смерды, которые из-за удалённости от монголов сохраняли свою независимость дольше других и даже регулярно боролись за свои права с богатыми горожанами. Однако к концу XV века уже повсюду на Руси все категории феодально-зависимого населения неотличимы друг от друга – все именуются просто крестьянами.
Выходит, слово «смерд» в устах Ивана Грозного – анахронизм? Отнюдь, исчезновение социальной группы не привело к исчезновению термина, он лишь поменял значение.
На Руси, в отличие от Западной Европы, война никогда не была делом только группы тяжеловооружённых рыцарей. К боевым действиям постоянно привлекались и простолюдины, причём, в первую очередь, не городское, а именно сельское население. Именно оно составляли подавляющее большинство служилых людей, за которыми и закрепилось уже устаревшее на тот момент слово «смерд». Так их называли в официальных документах, так именовал в своих обращениях и царь.
Таким образом, Иван Грозный никак не мог принять, мягко говоря, не богатырски сложенного и совсем не по-военному одетого Шпака за смерда. И уж тем более не использовал бы это слово в качестве оскорбления: подобное значение среди помещиков оно приобретёт только спустя век. А вот обозвать Шпака «холопом» царь действительно мог, но это уже совсем другая история.
Источник:
- Истории знакомств, которые привели к долгим и серьёзным отношениям
- Нелепые причины, по которым людям отказали в работе
- "Очнулась, когда уже отдавала свою золотую цепочку": пользователи рассказали, как попались на развод цыганок
- Ситуации, в которых люди почувствовали себя неловко из-за собственной невнимательности
- Что бывает, если пить радий на протяжении трёх лет
А потом весь сюжет фильма это фактически сон Шурика,так что упреки на неточности тут не уместны. Это в конце концов комедия а не научно-документальный фильм. Так что фильм - шедевр на все времена...
===================================================
ШПАК, -а, м. Разг. устар. Презрительное название военными штатского человека. Положим, тебя в ресторане оскорбил какой-нибудь шпак… возьмем крайность даст тебе какой-нибудь штатский пощечину. Куприн, Поединок. Вид у тебя, как у нас говорят, больно гражданский. Раньше таких звали обидней шпак. Горбатов, Алексей Гайдаш.
[От польск. szpak пронырливый, ловкий человек]
ШПАК, а, м. [польск. szpak, букв. серый скворец] (разг. фам. пренебр. устар.). Штатский человек, не военный. Мир разделялся на две неравные части: одна меньшая офицерство,... другая огромная и безличная штатские, иначе шпаки, штафирки и рябчики. Куприн.
Шпак (укр. Шпак, белор. Шпак, польск. Szpak) украинская, белорусская и польская фамилия (от укр. шпак, белор. шпак, польск. szpak скворец).
СМЕРД, -а; м. Устар., Презрит. Раб, холоп, несвободный человек. Этот с. много себе позволяет. А ещё ставит условия, гнусный с.! В Древней Руси смердами (после 14 в. - крестьянами) называли земледельцев, ведущих сельское хозяйство и на своей, и на арендованной земле; они не могли самостоятельно вступить на военную службу (главное право и преимущество свободного человека).
А значится, производное от смерда, слово "смердящий" - обозначает человека источающего аромат свободы, гордости и внутреннего самолюбования?
Ну умора!
ШТА?
если обратиться к братьям-славянам, то
у чехов -smrdí это воняет и у сербов - смрди...и у поляков так же.
пост писала чудь белоглазая?
съ-мерть, съ-мерт-ный, у-мерт-вить, мерт-вя-чина, за-мерт-во.
С 80х, как в школах начали пугать "дуракам место в ПТУ!", так и сегодня рабочего опустили до уровня смерда, даже хуже - он же средств производства не имеет.
Свободный крестьянин, ведущий деятельность на своей земле - назывался "людин" (или "человек" по современному).
Свободный крестьянин, ведущий деятельность на арендованной (например у князя) земле и с помощью арендованной скотины - назывался "смерд". Смердами становились не от хорошей жизни. Смердами (часто) становились бывшие пленники, выкупленные князьями на невольничих рынках или попавшие в плен во время междоусобных распрей. Смерд мог выкупить землю и скотину. И для того что-бы это сделать - он был вынужден не только работать на этой земле, а "подрабатывать" дополнительно. Например пойти воином в княжескую дружину и отдать добычу в качестве платы за землю или за скотину. Смерд мог уйти с обрабатываемой земли только после сбора урожая.
Разумеется все что он не выкупил - оставалось у владельца. Никогда "смерд" не звучало гордо.
И "людины" и "смерды" могли владеть холопами и челядинами. Как купленными, так и приобретенными во время войны, либо в процессе жизни.
Холоп - это не свободный человек, либо полукровка (ребенок от русского хозяина и пленницы), либо ребенок двух холопов, либо наказанный русский (не смог выплатить "виру", так тогда назывался штраф), либо человек пошедший в холопы добровольно.
Закон защищал права холопов. Холопов нужно было кормить и одевать за счет владельца, а они должны были на владельца работать. Иногда в холопы (как правило к знатным воеводам) добровольно шли облажавшиеся "дворяне" из поместного войска. Для которых это был единственный способ остаться на службе. Их называли "боевые холопы". Вооружали их за счет владельца.
Челядь - это не свободный человек, как правило не русский, захваченный во время военных действий или купленный у тех, кто его захватил. Не имел никаких прав, оценивался как вещь. Если убивали челядина или челядинку, то выплачивали хозяину их стоимость. Сам хозяин мог делать с ними все что хотел.
Кстати, именно поэтому русские не считали слово "раб божий" оскорблением, так как слово "раб" использовалось исключительно в богословских текстах, а не в жизни.
Такое сословное деление существовало до Петра I.
Который резко сократил количество сословий, а потом и запретил владеть "челядинами" не дворянам. Собственно резкое улучшение положения дворян началось именно с Петра.
Обратно, в разговорную речь, эти термины вернулись после 1814 года, когда поднялась мода на все русское (как тогда говорили "а ля рус"). Первым начал отжигать Денис Давыдов, а за ним это вошло в моду. Названия сословий использовались (как правило) не корректно.
Например официантов (а иногда и всех работников кухни, начиная с шеф-повара, заканчивая подсобниками) стали называть "челядь", хотя далеко не каждый сотрудник этой сферы был лично не свободен, и совсем не обязательно был не русским/не русской. Холопами стали называть всех крестьян (хотя не все гарантировали им еду, кров и одежду в любом случае), а смердами - чернорабочих.
Людинами - стали называть вообще всех (типа "народ"), оттуда пошло слово "люди". Что тоже не корректно, так как туда стали включать и дворян и казаков, что не совсем корректно.